Благодаря сотруднику Леноблпотребсоюза Юрию Этингофу одним «белым пятном» в истории  стало меньше

15.03.2024

Юрий Абрамович - внештатный сотрудник Всероссийского информационно-поискового центра (РОМО «Объединение «Отчество» Республики Татарстан, г.Казань). Он установил судьбу морского летчика Григория Пронина.История началась в 2017 году с обнаружения обломков самолета И-16, место падения которого обнаружили поисковики Кингисеппского отряда «Форпост».

На место падения самолета, которое находилось в нескольких километрах от населенного пункта Большое Стремление Кингисеппского района Ленинградской области, вывели поисковиков местные охотники.

Поисковикам повезло, на месте падения сохранился (на удивление не вывезенный, и не сданный в металлолом) разбитый авиационный мотор М-25, на котором удалось прочесть его заводской номер: 196097. А среди обломков самолета нашли искорёженный капот, на котором был выбит заводской номер самолета 5210901. Воронки от падения самолета не было. Все обломки находились почти на поверхности, что говорило, о том, что самолет упал в относительно плоском штопоре. При обследовании места падения и окрестностей никаких элементов парашютной системы обнаружено не было.

 Можно было предположить, что летчик смог выброситься с парашютом. Конечно же нельзя было исключить, и то, что погибшего летчика могло выбросить из кабины самолета на значительное расстояние, и тогда требовалось еще более тщательное и масштабное обследование, прилегающей местности. Но, после первичного обследования места падения самолета, установив заводские номера самолета и мотора, поисковики решили провести сначала архивно-исследовательскую работу, чтобы выяснить судьбу летчика, который пилотировал данный самолет.

Место, где упал самолет, находилось в нескольких километрах от бывшего военного аэродрома Купля, на котором в годы войны (как советско-финской, так и Великой Отечественной) дислоцировались истребители ВВС Краснознаменного Балтийского флота.

 Подходящих потерь (по типу самолета) в период советско-финской войны 1939-1940 года, в районе аэродрома Купля в базе поисковиков не было выявлено. Спустя некоторое время к работе по установлению судьбы данного самолета присоединился инженер Леноблпотребсоюза Юрий Этингоф,  в прошлом он разработчик авиаоники, а в настоящем - активный исследователь истории ВВС Краснознаменного Балтийского флота, член Общественного Совета при музее «Кобона: Дорога Жизни». Он, по роду своей исследовательской работы, периодически бывает Центральном архиве военно-морского флота (г.Гатчина) и Российском Государственном архиве военно-морского флота (г.Санкт-Петербург).

В гатчинском архиве ему удалось уточнить, что обнаруженный Кингисеппскими поисковиками самолет с мотором М-25а №196097 действительно имеет отношение к флотской авиации, а точнее был учтен в 13-й Краснознаменной отдельной авиационной эскадрильи ВВС КБФ. Но, поиск полных сведений действительно оказался сложным, и очень продолжительным по времени. И только настойчивость Юрия Абрамовича привела эту историю к логическому завершению.

В этой истории, действительно постоянно то находили, то опять теряли ту важную ниточку, которая вела нас по датам, документам, событиям и судьбам людей.

У Юрия Абрамовича случилась оказия в Государственный архив военно-морского флота в Санкт-Петербурге. И вот именно в довоенных документах ВВС КБФ вдруг обнаружился, так долго искомый нами номер самого самолета И-16 (5210901), так и сведения о моторе М-25а (196097)!

Самолет И-16, с таким заводским номером был закреплен за в/ч 4002 (которая позже стала 13-й ОАЭ) по состоянию на декабрь 1938 года. Чуть позже в архивном деле «Отчетность по ВВС КБФ» (25.01.40г. — 31.12.40г.) нашлась «Справка о прибытии и убытии». А в ней — «…И-16 № 5210901 списан инспекторским свидетельством № 187986с от 31 октября 1939 года…».

Оказалось, что самолет и мотор были потеряны в ходе трагического случая, который произошел задолго до начала Великой Отечественной войны, и даже еще до начала советско-финского конфликта.

Благодаря настойчивости, и скрупулезной архивно- исследовательской работе Юрия Абрамовича Этингофа, мы сегодня можем ввести в научный исторический оборот ни разу не опубликованные архивные документы, которые очень подробно описывают трагедию, которая свершилась 85 лет назад…

В этих документах, рассказывается о судьбах наших летчиков. О той тяжелой, опасной работе, которую они выполняли. Уже тогда, было понятно, что нам не избежать боестолкновения с фашисткой Германией и ее сателлитами. И поэтому в то время, велась напряженная, изнурительная, можно сказать остервенелая работа по подготовке к этой войне. Главными задачами в этой многогранной работе, было оснастить техникой, сформировать новые подразделения и части, подготовить и научить личный состав использовать в бою свою технику и вооружение, обучить стратегии и методам ведения современной войны. На все это необходимо было время. А его уже не хватало…

В результате, исходя из архивных документов, стало ясно: в воздухе произошло столкновение самолетов, Стали известны фамилии и имена пилотов, и именно на самолете, обломки которого нашли Кингисеппские поисковики, погиб пилотировавший его летчик лейтенант Пронин Григорий Петрович. Из архивных документов, также стало понятно, что при столкновении летчика выбросило из кабины, но так как он (скорее всего) потерял сознание, воспользоваться парашютом он не смог, упал и разбился.

Поисковики вспомнили, что еще в конце 90-х годов при посещении воинского захоронения на старом гражданском кладбище в деревне Купля Кингисеппского района (в настоящее время деревня Купля не существует, и воинское захоронение иногда относят к существующей деревне Пятчино) они видели фамилию Пронина. Это захоронение появилось еще в предвоенный период, и находилось недалеко от бывшего военного аэродрома летчиков-балтийцев «Купля». Там же хоронили погибших летчиков, которые погибли в первые дни Великой Отечественной войны, до момента оккупации данной территории, а потом - уже после освобождения в 1944 году.

В начале 50-х годов прошлого столетия, силами ветеранов ВВС КБФ и родственников похороненных там авиаторов, при содействии сельского совета и совхоза «Новая Жизнь» при помощи Кингисеппского райпо  на месте небольшого воинского кладбища был создан Памятник-мемориал «Летчикам-балтийцам, защитникам неба Ленинграда».

Комментарии

Комментариев нет.

Написать комментарий



Галерея 

Гимн кооперации