Деревня Мозолево Бокситогорского района затеряна на границе Ленинградской и Новгородской областей, последняя перепись здесь насчитала 427 жителей.
В первый день 2023 года мы с Татьяной Ивановной Лушиной, председателем Совета Бокситогорского райпо выехали по сельским магазинам. Мозолево – первая точка на карте, всего кооперация обслуживает более 50 населенных пунктов в этом, одном из самых дальних районов Ленобласти.
Тихо на улицах, мало машин, дороги вычищены, накануне прошел снегопад. «Автолавку пустим завтра, пройдет нормально», - говорит председатель. Она отправляется в поездку, чтобы лично убедиться, как дела с поставками хлеба, продуктов первой необходимости: там, куда мы едем, сельмаг райпо – единственная торговая точка.
Магазин открылся, в подсобке две женщины – заведующая Лариса Комлева и продавец, Наталья Маличина, растопили плиту. Около 10 кубов дров на сезон нужно, чтобы было тепло. Конечно, от такого источника – тепло ни с чем не сравнимое, его бы продавать как товар. «На плите можно готовить еду из продуктов, вот и кафе», - говорю продавцам. Но им не до экзотики, дрова надо натаскать, и температуру поддерживать. Плюс следить за торговым залом, он немал, около 100 метров, не считая подсобок.
Товары выставлены как в супермаркете, в формате самообслуживания. У райпо сохранена база в Бокситогорске, откуда продукты развозят по «точкам», причем, внедрена электронная система контроля и наличия, и сроков годности, и цен.
«Но всё равно, мы не огромная сеть, у нас работа человека с человеком крайне важна, потому постоянно объезжаю торговые точки сама, либо мои коллеги. Наши сотрудники, да и покупатели привыкли общаться «глаза в глаза», не всегда они онлайн расскажут то, что готовы поведать лично», - объясняет Татьяна Ивановна.
Одна из главных проблем – недобросовестная конкуренция. Особенно летом, когда в деревнях народа становится больше, появляются торговцы просрочкой, дешевым и опасным алкоголем. Кооперация и власти борются с этим злом, но оно как гидра оживает под действием барышей. Однако люди уже и сами стали понимать: покупать дешево и не пойми что – опасно, так что, главные союзники потребкооперации – жители, и они голосуют за райпо.